г. Москва
Войти
Войти

Как защитить авторское право на IT продукт.

Юрликбез по защите авторских прав 

Статья белорусских коллег посвящена  вопросам связанным с защитой интеллектуальной собственности в области IT технологий. Приводим выдержки из статьи Ульяны Карпенкиной и Юлии Прокопенко:

Есть 3 основные причины, по которым возникают IP-риски:

  1. Неправильное/неполное оформление прав на объекты авторского права (компьютерную программу, дизайн и т.п.);
  2. Отсутствие/несвоевременная регистрация прав на товарные знаки;
  3. Ненадлежащая система защиты конфиденциальной информации.,

1. Неправильное/неполное оформлением прав на объекты авторского права

Стандартная ситуация: компания разрабатывает программный продукт. Некоторые его части (например, код) разрабатывают сотрудники компании, а некоторые (например, дизайн приложения, персонажей игры) — фрилансеры. При этом отношения компании и с работниками, и с фрилансерами часто недостаточно регламентированы: с первыми стандартно заключается трудовой договор и должностные инструкции, со вторыми — несложные договоры, которые позволят оплатить работу фрилансера.

Возможные проблемы:
а) при продаже/передаче прав
Компания не сможет совершить сделку, если у нее нет прав на часть объектов
б) при защите в судебных спорах
Чтобы выиграть спор, нужно доказать, что продукт действительно принадлежит вашей компании, и рассказать, когда он был создан.

Решения:
Нужно подтвердить авторское право на код, самый простой способ - распечатать и отправить исходный код себе по традиционной почте и хранить в запечатанном конверте, или более надежный вариант — оформить регистрацию прав на исходный код "Регистрация программы для ЭВМ и/или баз данных".

2. Несвоевременная регистрация прав на товарные знаки или её отсутствие

Пример: Компания А разрабатывает и продает ПО под названием «Х». Оно становится популярным в разных странах, и через какое-то время компания А получает претензию от конкурента В, который требует прекратить выпуск и продажу такого ПО. Причина — компания В зарегистрировала товарный знак «Х» (после того, как компания А начала продажу своего продукта) и логично запрещает другим его использовать.

Возможные проблемы:
Сложность в том, что если ПО продается через интернет на рынках разных стран, то потенциально конфликт может возникнуть в любой из них. Это происходит потому, что регистрация товарного знака привязана к конкретной территории — недобросовестный конкурент может зарегистрировать товарный знак в любой стране, и компания, которая этот знак разработала и раскрутила, не сможет продавать здесь свой продукт.

Решение: 
Такие ситуации разрешаются через законодательство о защите конкуренции.

Пример из практики: Несколько лет назад начали появляться похожие друг на друга истории. Компания много лет работает, но товарный знак никогда не регистрировала. Вдруг появляется предприимчивое лицо, которое регистрирует этот знак на себя, приходит и пытается продать его законным владельцам. Истории как правило заканчиваются позитивно, но лучше не допускать их появления, чем тратить ресурсы на попытки вернуть свое через механизмы недобросовестной конкуренции, злоупотребления правом или ещё как-то.

Несколько советов, чтобы такой ситуации не возникло:

  • при выборе названия продукта или бренда заранее проверьте, чтобы на территории, где планируются его продажи, не было зарегистрировано схожего товарного знака для аналогичных товаров или услуг. Иначе получится, что вы вкладываете время и деньги в развитие чужого бренда – свой с аналогичным названием вы не сможете продавать;
  • если вы все проверили и убедились, что конфликта названий нет, не затягивайте с регистрацией товарного знака хотя бы в странах, которые планируются как основные площадки продажи. Иначе есть риск попасть в ситуацию, которая описана в примере выше.
Избежать большинства конфликтных ситуаций поможет регистрация товарного знака.

3. Ненадлежащая система защиты конфиденциальной информации

Пример: Работник компании, которая готовит к выпуску новое ПО, информирует об этом конкурента и передаёт разработки, либо увольняется и забирает с собой ценную информацию (коды программ, базы данных, сведения о клиентах и т.п.) С юридической точки зрения такую ситуацию сложно предотвратить. Чтобы доказать, что это сделал конкретный сотрудник, тоже нужно немало усилий. Рекомендуем принимать несколько мер сразу:

  • устанавливать режим коммерческой тайны. Для этого разрабатывается и утверждается Положение о коммерческой тайне;
  • заключить NDA (Non-disclosure agreement, соглашение о неразглашении) с каждым, кто имеет доступ к коммерческой тайне. Это и работники компании, и аутсорсинговые организации, и контрагенты, и потенциальные партнёры, с которыми ведутся переговоры, на которых раскрывается конфиденциальная информация.

Самая распространенная ответственность, которая прописывается за нарушение NDA — огромный штраф и/или возмещение убытков, которые компания понесла из-за разглашения. Взыскание такого штрафа зависит от того, сможет ли компания доказать, что конкретный работник/контрагент разгласил коммерческую тайну. Важна и юрисдикция, в которой NDA будет применяться: например, если коммерческая тайна передаётся компании в США, то логично предусмотреть, что все споры будут разрешаться в судах США. Такая оговорка повышает шансы реального взыскания штрафа и обеспечит исполнение такого решения без необходимости его признания в США.

Ещё один аргумент в пользу США как юрисдикции для NDA — там богатая практика привлечения к ответственности за нарушение NDA. Понятно, что ведение процесса в США обойдется дороже, но здесь необходимо учитывать все факты: затраты на процесс, вероятность привлечения к ответственности в разных юрисдикциях, возможность признания и приведения в исполнение решения суда по месту исполнения решения и т.п.

Решение:
разработать технические средства защиты информации и правила, которые затруднят свободное распространение информации с технической точки зрения — от разных уровней доступа до Virtual Data Room.
Назад к списку